Страницы

воскресенье, 22 марта 2015 г.

Народный костюм и его адаптация в современном мире.

С некоторых пор меня очень заинтересовал народный костюм.


Я не знаю с чем это связано. Может быть с моей повышенной рукодельностью. А может быть с тем, что я читаю несколько блогов «Русских жён». Корейскую, японскую и индийскую.  Китайскую и американскую я тоже читаю, но там про костюмы ничего нет. Знаете, такие милые русские женщины, которые вышли замуж за бугор. И пишут в русском секторе интернета про свою забугорную жизнь. По моему читать таких людей гораздо полезнее в плане: узнать, а как там, чем смотреть обзоры быстро путешевствующих. Так вот пришла мне в голову мысль: А почему корейцы и японцы и даже китайцы, смогли сохранить народный костюм в реальности современности, а мы нет? Может быть дело в том, что они его адаптировали?
Дальше много примеров в стиле «было-стало»:


Вот например Ханбок. Корейское народное платье.



Ну ладно. Пусть этот вариант дизайнерский и подиумный.
Вот как это выглядит в реальности сейчас.


А вот несколько фотографий того как ханбок выглядел 100 лет назад. Тут пожалуй значок 18+ ставить нужно.




 И ни кто не ходит в «репликах» и «точно воспроизведенных» костюмах.
Носят адаптированные версии и гордятся своим костюмом.



Или как пример китайское народное платье Ципао.


С ним все та же история. Вот как оно выглядело в исторически чистом виде.



А вот так в 30-50 годы прошлого века.


А сейчас жена Си Цзиньпина  Председателя КНР Пэн Лиюань. Одевает его на официальную встречу. (Они еще и гостей в свое народное пододели :)


И девушкам в магазинах вот в каком виде продают.


 и не ноют, что это «клюква». 
Слово которым настоящие ценители Русского костюма, называют сценические версии русского костюма, например Бабкиной.

Японское кимоно.


Его к стати адаптация коснулась меньше всего. Японцы не меняют форму, а просто играют с современными рисунками и материалами.
Вот джинсовое кимоно. Мужское брутальное.


Или шутка и матрешками.


Или с мультяшками. Вот тут если порыться можно найти с черепами, сотовыми телефонами и мимишными кисками.


А было вот так.



И живет народный костюм! Ходит по городу, ездит на современных машинах.
Чюдо-чудное!

Так почему же русский костюм не может пройти этот процесс? Измениться в духе современности и вернуться в наши города?



А так хочется!

7 комментариев:

  1. Пост очень интересный! Я не спец по художественным аспектам, но в плане культуры - национальный костюм это просто сокровище! и кстати он многое объясняет и в характере и в психологии часто)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо я старалась, просто очень уж меня слово "Клюква" задевает.

      Удалить
  2. На самом деле вы поднимаете очень серьёзный вопрос, как с точки зрения дизайна, так и с точки зрения истории.
    Если копнуть глубже, то у жителей России и бывшей Российской империи было 2 народных костюма - городской и сельский, т.е. одежда ремесленников и крестьян. Ещё до Петра было ещё и "платье боярское". Более того, я бы отдельно вынесла одежду дворянского сословия, которая была репликой моды французской. На всё имелся свой порядок и правила. Как и в других странах, по одежде можно было определить происхождение, род занятий и социальный статус человека.
    Но, к сожалению, сейчас понятие русского народного костюма в массовом представлении опущено до сарафана и сорочки. А события в моей стране ещё и вышитую сорочку дискредитировали. И это печально.
    Есть инициативная молодёжь и фанаты-историки, но в массе народа укрепилось мнение, что ношение костюма - это либо постановка, либо шутка. И вот это очень и очень плохо, ибо говорит о том, что нас оторвали от своих исторических корней. А у народа без прошлого нет будущего.
    Извините, что расписалась :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На самом деле в приведенных примерах, как раз крестьянский костюм. Дворянская одежда там такая сложная, что ни кто и не пытается ее адаптировать. Причем то сообщество, куда я писала эту статью печатать ее отказались. :( Они слишком увлекаются воссозданием и точными репликами, что просто обидно. То что они воссоздают, нельзя одеть в городе. Звание "Городская сумасшедшая" гарантированно.

      Удалить
    2. И это наша беда. Вместо адаптации костюма мы его "реконструируем", т.е. сами плодим ненавистную нам "клюкву". Сама долго принадлежали к ролевому сообществу, понимаю о чём говорю. Для многих "историческая достоверность" важнее положительного отношения у общества. Ношение костюма - способ продемонстрировать свою "особость", показать, что ты не такой как все. Правда, никто не говорит, что компенсация и комплекс неполноценности.
      Кстати, дворянскую одежду не считаю чисто русской. Как я уже писала, это мода французская на русский манер.

      Удалить
    3. А еще проблема над которой я думаю: русский костюм такой разный. Как понять, какой именно мой. Я по маме молдаванка ( но на самом дела там - украинцы, румыны и цыгане). Репресирована на Урал в 30 годы. По папе вообще не пойми кто: прадед был казак сибирского казачьего войска (откуда пришел, где корни не известно) прабабка была продана (от куда?) на золотые рудники на Урал. И какой костюм мой? Что воссоздавать? Робу с кандалами?
      При этом я бы хотела носить, например на местные городские праздники, народный костюм. И если бы была адекватная адаптация такой вопрос бы не стоял.

      Удалить
    4. А вы сами себя кем считаете? Молдаванкой, украинкой, румынкой, цыганкой, казачкой? Гляньте в зеркало и честно ответьте на этот вопрос. Только тогда вы сможете ответить и на остальные :-)
      У нас по истории было задание: составить своё древо рода. Мне удалось по 2-м веткам (одна по отцу, вторая по матери) подняться до 6-7 поколения от себя и брата. Это помогло мне понять и принять многие моменты в своей жизни. И получить ответ на главный вопрос: почему меня все полькой считают, хотя я - украинка? Законы наследования и генетическую лотерею никто не отменял и прадед-поляк из всех правнуков проявился именно во мне :-)

      Удалить